«Ход мысли»: зачем решать нерешаемое?

В МИФИ завершился Всероссийский физико-математический конкурс «Ход мысли» – его участники не просто решали задачи, а демонстрировали и защищали ход своих размышлений над сложными проблемами. Поэтому жюри оценивало именно умение анализировать, логически выстраивать рассуждения, аргументировать свою позицию, а также широту и глубину знаний по физике и математике.

 

Заявки на конкурс подали 407 человек, с заданиями заочного этапа справились 136, в финал прошли 23 школьника из 21 города России. На итоговые интеллектуальные соревнования, которые проходили в НИЯУ МИФИ в течение трех дней (с 23 по 25 ноября), смогли приехать 21 финалист.

Особенностью формата стало то, что каждый участник финала мог выступить в одной из двух ролей: либо в качестве основного спикера, представляющего своё решение задачи, либо в качестве активного слушателя, комментирующего доклад, задающего вопросы или предлагающего альтернативные пути решения. С заданиями все были ознакомлены заранее, что позволило глубоко подготовиться к дискуссии независимо от выбранной роли. Порядок разбора каждой задачи был выстроен как последовательная защита идеи: докладчик делал «ходы», излагая каждый шаг в решении и пытаясь его обосновать, а затем отвечал на  вопросы от членов жюри, а также вопросы и комментарии других финалистов и учителей. Каждому докладчику на презентацию своего «хода мысли» и ответы отводился целый час. После двух таких раундов по одной задаче все желающие могли принять участие в итоговой общей дискуссии, которая заканчивалась содержательным разбором от членов жюри.

Комментируя выступления, ректор НИЯУ МИФИ и председатель оргкомитета конкурса Владимир Шевченко привел в пример легенду: английский король Ричард Львиное Сердце разрубил своим мечом стопку из 10 щитов, а султан Сирии и Египта Саладин – лишь один шелковый платок, подброшенный в воздух. Так чье же оружие было острее? Формула остроты ножа была одним из вызовов конкурса. Кроме нее, ребятам предлагалось подумать над поведением рекуррентных последовательностей, экспериментальным определением числа π, пределами горения в разных гравитационных условиях и над задачей о падении шёлкового платка.

Итоги конкурса были объявлены 25 ноября. Заведующий кафедрой теоретической ядерной физики (№32) Института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ, председатель жюри конкурса Сергей Попруженко отметил, что был приятно удивлен высоким уровнем знаний участников, а также их активностью – в дискуссиях приходилось даже напоминать о регламенте: «Большая благодарность организаторам и команде конкурса, у нас всё прошло идеально. Сложно было только отобрать победителей, в жюри было много споров. Мы увидели огромную заинтересованность ребят, их стремление продемонстрировать свои знания и ход мыслей – ради чего всё и затевалось».

«Наш конкурс не про медали и места на пьедестале, хотя они тоже важны. Мы искали сюжеты, у которых есть поле для размышлений, но нет готовых ответов. Настоящая наука – не про задачи, которые кто-то уже решил до вас, а про постановку новых вопросов, на которые никто не знает ответа. Я желаю вам, чтобы вы вышли отсюда немного другими людьми, чтобы эти дни, которые вы провели тут с друзьями и членами жюри (возможно, вашими будущими коллегами) питали вас в дальнейшем, подсвечивали ваш путь, подсказывали вам, куда двигаться», – сказал на церемонии награждения ректор МИФИ Владимир Шевченко.

Итак, победители и призеры конкурса «Ход мысли»:

I место:

  • Марк Воронов (11 класс, СУНЦ НГУ, Новосибирск)
  • Дмитрий Котиков (11 класс, МБОУ "Гимназия №6", Брянск)
  • Вячеслав Смирнов (11 класс, МАОУ Лицей №18, Калининград)

II место:

  • Якуб Абдурахманов (11 класс, Чеховская МБОУ СШ №10, г.о.Чехов)
  • Роман Самсонов (11 класс, Инженерный лицей №83, Уфа)
  • Максим Чурилов (10 класс, МБОУ Ивановская СОШ, Оренбург)

III место:

  • Александр Елкин (10 класс, Академическая школа № 1534, Москва)
  • Виктор Сорокин (9 класс, ФГКОУ УГСВУ МО РФ, Ульяновск)
  • Анастасия Чупина (11 класс, АНОО "Физтех-лицей" им. П.Л. Капицы, г.Долгопрудный)

Что дает конкурс ребятам?
Во-первых, плюс 3 балла к ЕГЭ для всех участников финала. Победители и призеры конкурса получат возможность поступить в МИФИ и учиться за счет университета, независимо от баллов ЕГЭ и результатов олимпиад (при достижении минимальных баллов, предусмотренных правилами приема). Для победителей, в случае их поступления в МИФИ, кафедрой №32 будут предложены индивидуальные программы сопровождения обучения. А если победители конкурса одновременно будут являться и призерами всероссийских олимпиад по физике, математике и информатике, то при поступлении в НИЯУ МИФИ им будет начислена стипендия в размере 600 тысяч рублей в год. Все финалисты станут членами Интеллектуального клуба МИФИ и получат постоянные пропуска в университет – так они смогут участвовать в научных семинарах, слушать лекции ведущих ученых и побывать в лабораториях вуза.

Были отмечены и наставники участников конкурса, проявившие себя в дискуссии:

  • I местоТаймураз Каиров (г.Мурманск)
  • II местоАлександр Ильин (г.Дубна)
  • III местоАнна Шишкина (г.Уфа)

Наставники ребят, вышедших в финал, могут сразу принять участие в финале Всероссийской олимпиады учителей физики «Лига лучших».

 

 

Поделиться: